Четверг, 02.05.2024, 03:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Танки ХХ века

PzKpfw IV

Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV; транслитерируется как Панцеркампфваген IV; в СССР был известен также как T‑IV) — немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Самый массовый танк Панцерваффе (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.По условиям Версальского мирного договора, потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь бронетанковые войска, за исключением незначительного количества бронеавтомобилей для нужд полиции. Но несмотря на это, уже с 1925 года Управлением вооружений рейхсвера в тайне велись работы по созданию танков. До начала 1930-х годов эти разработки не заходили далее постройки прототипов, как из-за недостаточных характеристик последних, так и из-за слабости промышленности Германии того периода. Тем не менее, к середине 1933 года германским конструкторам удалось создать первый свой серийный танк — Pz.Kpfw.I и в течение 1933—1934 годов начать его серийное производство. Pz.Kpfw.I, с его пулемётным вооружением и экипажем из двух человек, рассматривался лишь как переходная модель на пути к строительству более совершенных танков. Разработка двух из них началась ещё в 1933 году — более мощный «переходный» танк, будущий Pz.Kpfw.II и полноценный боевой танк, будущий Pz.Kpfw.III, вооружённый 37-мм пушкой, предназначенной в основном для борьбы с другой бронетехникой.
Из-за изначальных ограничений вооружения Pz.Kpfw.III, было решено в дополнение к нему создать танк огневой поддержки, с более дальнобойной пушкой с мощным осколочным снарядом, способным поражать противотанковую оборону за пределами досягаемости других танков. В январе 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс проектов на создание машины такого класса, чья масса не превышала бы 24 тонны. Поскольку работы по бронетехнике в Германии в тот период всё ещё велись в тайне, новому проекту, как и остальным, было присвоено кодовое именование «машина командира батальона» (нем. Bataillonsführerwagen, обычно сокращаемый до B.W.). С самого начала разработкой проектов на конкурс занялись фирмы «Рейнметалл» и «Крупп», позднее к ним присоединились «Даймлер-Бенц» и M.A.N. В течение последующих 18 месяцев свои разработки представили все фирмы, а проект «Рейнметалл» под обозначением VK 2001(Rh) был в 1934—1935 годах даже изготовлен в металле в виде прототипа.
Все представленные проекты имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра и отсутствием поддерживающих катков, за исключением всё того же VK 2001(Rh), в целом унаследовавшего ходовую часть со сблокированными попарно опорными катками малого диаметра и бортовыми экранами от опытного тяжёлого танка Nb.Fz. Лучшим из них в итоге был признан проект «Крупп» — VK 2001(K), но Управление вооружений не удовлетворяла его рессорная подвеска, которую они требовали заменить более совершенной торсионной. Однако «Крупп» настояла на применении ходовой части со сблокированными попарно катками среднего диаметра на рессорной подвеске, заимствованной у отвергнутого прототипа Pz.Kpfw.III её же разработки. Чтобы избежать неизбежных при переработке проекта под торсионную подвеску задержек с началом производства остро необходимого армии танка, Управление вооружений было вынуждено согласиться на предложение «Крупп». После последовавшей доработки проекта, «Крупп» получила заказ на производство предсерийной партии нового танка, к тому времени получившего обозначения «бронированная машина с 75-мм пушкой» (нем. 7,5 cm Geschütz-Panzerwagen) или, по сквозной системе обозначений, принятых в то время, «экспериментальный образец 618» (нем. Versuchskraftfahrzeug 618 или Vs.Kfz.618). С апреля 1936 года, танк приобрёл своё окончательное обозначение — Panzerkampfwagen IV или Pz.Kpfw.IV. Помимо этого, ему был присвоен индекс Vs.Kfz.222, ранее принадлежавший Pz.Kpfw.II.
Первые несколько Pz.Kpfw.IV «нулевой» серии были изготовлены в 1936—1937 на заводе «Крупп» в Эссене. Серийный же выпуск первой серии, 1.Serie/B.W.[8], был начат в октябре 1937 года на заводе «Крупп-Грузон» в Магдебурге[6]. Всего по март 1938 года было выпущено 35 танков этой модификации, обозначавшейся как Panzerkampfwagen IV Ausführung A (Ausf.A — «модель А»). По единой системе обозначений германской бронетехники танк получил индекс Sd.Kfz.161[8]. Танки Ausf.A во многом всё ещё являлись предсерийными машинами и несли противопульное бронирование, не превышавшее 15—20 мм и слабо защищённые приборы наблюдения, особенно в командирской башенке. Вместе с тем, на Ausf.A уже были определены основные конструктивные особенности Pz.Kpfw.IV, и хотя в дальнейшем танк многократно подвергался модернизации, изменения в основном сводились к установке более мощного бронирования и вооружения, либо к непринципиальной переделке отдельных узлов.
Сразу после окончания производства первой серии, «Крупп» приступила к производству улучшенной — 2.Serie/B.W. или Ausf.B. Наиболее заметным внешне отличием танков этой модификации была прямая верхняя лобовая плита, без выдающейся «рубки» механика-водителя и с ликвидацией курсового пулемёта, который был заменён смотровым прибором и лючком для стрельбы из личного оружия. Улучшена была и конструкция смотровых приборов, прежде всего командирской башенки, получившей броневые заслонки, и смотрового прибора механика-водителя. По другим данным же, новая командирская башенка была введена уже в процессе производства, так что часть танков Ausf.B несла командирскую башенку старого типа. Мелкие изменения коснулись и посадочных люков и различных лючков. Лобовое бронирование на новой модификации было доведено до 30 мм. Танк получил также более мощный двигатель и новую 6-скоростную коробку передач, что позволило существенно поднять его максимальную скорость, причём его запас хода также возрос. Вместе с тем, боекомплект Ausf.B сократился до 80 выстрелов к орудию и 2700 пулемётных патронов, вместо, соответственно, 120 и 3000 на Ausf.A. «Крупп» был дан заказ на производство 45 танков Ausf.B, но из-за нехватки комплектующих, реально с апреля по сентябрь 1938 года было произведено только 42 машины этой модификации.

реклама

Форма входа

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0